19 Ноября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 23.07.2013

Играем в классику

Тихие занятия для детей и их родителей

 В малом зале музейно-выставочного центра на Советской открылась выставка работ кимрского художника Олега Нефедова. В нее вошли живописные произведения, а также образцы книжной графики и такой редкий сегодня вид печатной продукции, как настольные игры.

Художественная жизнь в Кимрах весьма богата и разнообразна: там проходят пленэры, работает единственная в области специализированная художественная школа, формируется своя картинная галерея. В Кимрах и Кимрском районе живет великое множество художников, работающих в самых разных манерах и направлениях, – всего более ста человек. Соответственно, они частые гости в тверских выставочных залах: в 2011 году состоялась коллективная выставка «Кимры сегодня», на которой свои работы продемонстрировали более двадцати очень разноплановых художников; в 2012 году – юбилейная, наполненная особой духовностью экспозиция картин Владимира Ростова «Свет Православия»; совсем недавно, в марте этого года, экспонировалась выставка красочных живописных полотен Александра Замятина «Место под солнцем». Принявший нынче эстафету Олег Нефедов оставался на фоне своих коллег практически незаметным уже потому, что он почти не выставляется: эта персональная экспозиция в его творческом портфеле всего лишь вторая. 

Тем не менее Олег Нефедов хорошо знаком читающей публике по оформлению таких книг, как «Утиная охота» Вампилова и «Городок в табакерке» Одоевского. Еще лучше его работы известны детям – юным читателям журнала «Веселые картинки» и книг, изданных «Детской литературой» и «Малышом», с которыми художник сотрудничает много лет. Сам он говорит, что работает не для отдельных читателей, а для целых семей – в идеале читать и играть должны не только и, возможно, даже не столько дети, сколько их родители. Оказывается, в наше компьютерное время ничуть не вышла из моды настольная игра, в которую в отличие от единоличных компьютерных забав можно вовлечь целую компанию. А еще интереснее она становится, если эту игру сначала нужно сделать своими руками – вырезать, сложить, склеить – и только после этого отправляться вместе с Александром Македонским в Индийский поход или сражаться на стороне мушкетеров за шахматной доской. Есть в портфеле Олега Нефедова и раскладные книжки-­картинки: художник извлек из этого итальянского полиграфического изобретения максимум творческих возможностей. Открывая выставку, Олег много рассказал об особенностях полиграфического производства: по сути, книга представляет собой плод коллективной деятельности, и художнику приходится взаимодействовать и с издателями, и с писателями. 

Созданные Олегом Нефедовым книги, и в особенности развивающие игры, родственны театру. Что вполне объяснимо: начав занятия рисованием в кимрской изостудии под руководством Николая Хлебородова (на вернисаж приехала поздравить коллегу его дочь Валентина), впоследствии он с отличием окончил театрально­-декорационное отделение знаменитого Московского художественного училища памяти 1905 года. Но в Суриковский институт он поступил уже на графическое отделение – было это в 1991 году. Отдав предпочтение книжной иллюстрации, он продолжил обучение в мастерской книги, возглавляемой заслуженными художниками России Владимиром Пановым и Юрием Ракутиным. Именно Владимир Панов раскрыл студенту множество тайн и тонкостей – в частности, посоветовал начинать работу над серией иллюстраций с изображения интерьера, в котором разворачиваются события сюжета, и впоследствии населять интерьер персонажами. Так художник поступил, в частности, с пушкинской «Пиковой дамой», проведя к тому же параллель с персонажами Достоевского – этот станковый триптих стал центральным экспонатом и смысловым акцентом выставки. Олег Нефедов, кстати, считает, что Достоевский до сих пор остается едва ли не единственным читателем, который правильно понял «Пиковую даму», а художник сейчас исследует это понимание посредством изобразительных приемов. Здесь художник следует методе Леонардо да Винчи, который еще в XV веке написал: «И если вы хотите изобразить человека и все подробности его конструкции при помощи слов, откажитесь от этой идеи. Чем подробнее вы будете описывать, тем больше вы будете ограничивать воображение читателя и тем больше вы будете отдалять его от предмета своих описаний. Именно поэтому к описанию необходимо добавить рисунок». По сути, здесь итальянский классик выразил общее кредо художников­-иллюстраторов, которому следует и Олег Нефедов, работает ли он над Достоевским или над сказками Шарля Перро, ставшими для него удачным профессиональным стартом – в качестве дипломной работы он сделал большую и красивую книжку «Кот в сапогах», которую впоследствии тоже превратил в развивающую игру.

Конечно, подобное погружение в скрытые от глаз зрителя-­читателя профессиональные тонкости очень интересно, но не менее интересно собственно станковое творчество Олега Нефедова.
Художники уже неоднократно отмечали, что в Кимрах какой­то особенный воздух, писать который – одно удовольствие. Пишет его и Олег Нефедов, причем ему удается удивительно точно передавать тихие состояния природы, вечерний покой и умиротворение. Что, впрочем, не исключает мотив «бури и натиска» – есть в экспозиции и эффектные ветреные пейзажи. По сути, художник пишет свою сказку, в которой воздух оказывается центральным персонажем, следуя в этом за драматургом Евгением Шварцем, который в «Обыкновенном чуде» вывел исчерпывающую формулу: «Читая сказки, мы становимся ближе к реальности».
1379
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость