Пианист Валерий Кулешов выступил на «Музыкальной осени», а в субботу даст благотворительный концерт в родном Бологое
Пианист Валерий Кулешов выступил на «Музыкальной осени», а в субботу даст благотворительный концерт в родном Бологое
Исполнительское искусство пианиста известно во всем мире, а его имя сегодня украшает афиши крупнейших концертных залов. Тем не менее музыкант не забывает своих поклонников-земляков и каждый год приезжает в Верхневолжье. Его первое осеннее выступление на Родине состоялось в рамках юбилейного фестиваля «Музыкальная осень в Твери», который проходит в областной филармонии. В областном центре он исполнил концертную сюиту Игоря Худолея по мотивам оперы Мусоргского «Борис Годунов», восточную фантазию «Исламей» Балакирева и двенадцать невероятно сложных этюдов Скрябина из второго, восьмого и сорок второго опусов.
– Обычно к концерту я все готовлю заранее, перебирая много различных вариантов, останавливаясь, как мне кажется, на лучшем, – говорит Валерий Кулешов. – Последние 7–8 лет я практически всегда играю русскую музыку. Это связано с тем, что, не так часто бывая на Родине, в России, я стал глубже чувствовать русскую культуру. Больше читаю – и духовную, и историческую литературу, и, естественно, мне захотелось чаще исполнять сочинения русских композиторов. Важен и еще один фактор: я довольно поздно, годам к 30, пришел к вере и крестился уже в зрелом возрасте. Меня всегда тянуло в церковь, но боялся туда прийти, потому что не знал, что там происходит, что там буду делать. Через веру я ближе и надежнее приобщился к русской культуре, русской самобытности, сам стал глубже раскрываться.
Нынешний музыкальный сезон примечателен и тем, что завтра, 11 октября, Валерий Кулешев даст благотворительный концерт в Бологое, который организует благофонд «Эшелон». Собранные пожертвования пойдут на установку мемориальной доски бологовским и медведевским железнодорожникам, мужественно стоявшим на трудовом посту в суровые годы Великой Отечественной войны. Напомним, что именно с перрона бологовского вокзала в 1987 году поезд увез молодого музыканта не только на XXIX Международный конкурс имени Бузони в Италию, где он был удостоен золотой медали, но и в большую музыку, которой он посвятил себя. Ступеньки к этой высоте начинались в середине 1980-х годов в классах старой музыкальной школы на берегу Бологовского озера, когда Валерий готовился к конкурсу в Больцано. Одно из поздравлений с победой в нем прислал Владимир Горовиц. Услышав собственные транскрипции в исполнении молодого музыканта, великий маэстро откликнулся восторженным письмом: «...Я не только восхищен Вашим фантастическим исполнением, но поздравляю Вас с тончайшим слухом и огромным терпением, с которым Вы, слушая мои записи, расшифровали ноту за нотой и выписали партитуры моих неопубликованных транскрипций».
Валерия Кулешова называют мастером фортепианной транскрипции, с которой начался его путь в большую музыку, когда он с ювелирной точностью и музыкальной чуткостью воспроизвел сложнейшие партии маэстро, приведя в изумление легендарного Горовица.
– Надо научиться самому, внутренним слухом слышать свою же игру. Самое главное – краска в музыке, когда в голове возникает звук, который хочешь получить хотя бы за секунду до того, как ты его извлечешь. И тогда пальцы слушаются, и тогда хочется играть, – говорит Валерий.
И здесь нельзя не вспомнить о Мусоргском, сюиту по мотивам «Бориса Годунова» которого Валерий исполнял в Твери: композитор, как известно, сделал фортепианную транскрипцию оперной сцены коронации Бориса и часто играл ее в концертах. Так, он играл транскрипцию праздничного колокольного звона, когда приезжал в столицу губернии в 1879 году.
Две обработки Владимира Горовица, которые играл Кулешов, не были опубликованы, исполнение существовало только в записях. Они настолько виртуозны, что музыканту захотелось их сыграть. Кулешов записывал их по слуху, на старой приспособленной технике, всячески замедляя скорость на магнитофоне, чтобы успеть расслышать и занести ноты на бумагу. Это были «Свадебный марш» Мендельсона и 19-я рапсодия Листа. С ними Валерий и поехал в Италию. «Случилось так, что в Больцано на конкурсе присутствовал продюсер Горовица по записям, – вспоминает пианист. – Он нашел возможность сразу же дать маэстро прослушать мое исполнение неопубликованных транскрипций, а потом передал мне письмо от него».
Маргарита Сивакова,
директор благофонда «Эшелон»
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |