19 Октября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 04.04.2019

Баховский фестиваль в Тверской области начался и завершился премьерами

Бродячий виолончелист

– Француз я только по паспорту. Есть у меня еще один паспорт – израильский, но израильтянином я себя тоже не ощущаю. Я чувствую себя бродячим виолончелистом с русской душой, – говорит про себя маэстро Марк Дробинский. Родившийся в Баку, живший в Москве, а в 1970-х годах переехавший во Францию, музыкант активно гастролирует по миру и особенно любит приезжать в Россию. Тверь – то место, где он выступает с удовольствием, тем более что повод – международный фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха «Барокко, романтизм и современность» в областной филармонии.

Двадцать седьмой фестиваль стал историей, причем историей примечательной. Чего стоила только церемония открытия, едва ли не полностью состоявшая из премьер, в том числе мировой – концерта норвежца Мартина Ромберга «Флорес малум» – «Цветы зла». Его автор, если верить информации в открытых источниках, живет на юге Франции, так что открытие и закрытие фестиваля оказались связаны с родиной Оливье Мессиана: Марк Дробинский обосновался в пригороде Парижа Бурже, недалеко от международного аэропорта. Что важно, учитывая гастрольный график маэстро.

В марте и апреле он играет в России, и остановка в Твери – одна из самых приятных. К тому же программа, которую подготовил музыкант для Баховского фестиваля, имеет для него особое значение, а лучше сказать, вызывает у него особые чувства. Возьмем хотя бы Баха – концерт начался с его Сюиты № 1 соль-мажор, которую в свое время блестяще исполнял Мстислав Ростропович, педагог Дробинского в Московской консерватории. Ростропович помог молодому музыканту перебраться из Баку в столицу и сделал из него Солиста (именно так, с большой буквы). Именно Ростроповичу Моисей Вайнберг посвятил свой Концерт для виолончели с оркестром (op. 43), и виолончелист не раз солировал в нем. Идея Марка Дробинского сыграть этот концерт в России совпала с известием о кончине Ростроповича. Поэтому произведение Вайнберга, говорит Дробинский, вызывает у него много траурных мыслей.

Вместе с тем в исполнении этого концерта с оркестром Тверской филармонии «Российская камерата» под руководством Андрея Кружкова чувствовалась любовь Марка Дробинского к сочинению. Что и не удивительно, ведь он был знаком с автором, тонким, блестяще воспитанным и образованным человеком. Концерт он закончил в 1948 году и поэтому не мог не обратиться к теме войны, к которой в своем творчестве возвращался снова и снова. Отсюда скорее всего и известная резкость, и напряженность звучания, в которой порой ощущается надрыв – воплощенное в музыке стремление к неподдельному и непосильному чувству. Исполнение – первое в Твери – этого концерта было посвящено 100-летию со дня рождения композитора, которого все знают, быть может, главным образом по музыке к фильму «Летят журавли» и мультику про Винни-Пуха.

Второй премьерой церемонии закрытия фестиваля стал Концерт для кларнета, альта и оркестра (ор. 88) немецкого композитора Макса Бруха, переложение которого – для скрипки, виолончели и камерного оркестра – сделал сам Марк Дробинский. Солировала вместе с ним скрипачка Анна Мильтонян. Концерт, созданный композитором почти в финале своего творческого пути для своего сына, игравшего на кларнете, был принят современниками довольно прохладно. Спустя время восприятие сочинения подвергли ревизии, а сейчас, слушая его, мы видим в творении 74-летнего композитора изысканную дань эпохе романтизма, которому, в сущности, он никогда не изменял.
Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
1140
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость