15 Октября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Образование 28.03.2019

Да поможет нам Ушинский!

В марте 2019 года исполнилось 195 лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского, основоположника научной педагогики в России.

Да поможет нам Ушинский!



Родился Константин Дмитриевич в Туле в начале марта 1824 года. Вскоре семья переехала в Новгород-Северск, где было небольшое имение отца (30 душ крестьян). Здесь в Черниговской губернии прошло детство Константина. В 1840 году окончил гимназию, где учился со старшим братом. В 1835 году не стало матери. Отец уделял много внимания сыновьям, заботился об их образовании, направлял их читательские интересы.

Константин после окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета, который блестяще окончил в 1844 году. Был оставлен на преподавательской работе. В 1847 году в возрасте 23 лет назначается исполняющим обязанности профессора энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Трудится с увлечением, разрабатывает циклы лекций. В дневнике записывает, что много думает над тем, как «непонятное сделать понятным, пробудить интерес к изучаемым предметам». Уже здесь появляются его первые статьи на педагогические темы. В дневнике, который он вел на протяжении всей своей жизни, молодой Ушинский записывает, определяя цель жизни: «Сделать как можно больше пользы своему Отечеству – вот единственная задача моей жизни».

В 1849 году его неожиданно уволили из лицея как неблагонадежного. Однако Ушинский никогда не был ни бунтарем, ни революционером. Он хотел быть полезным своему Отечеству конкретными делами, просвещая свой народ, так делая его свободным. Поводом для увольнения послужил отказ молодого преподавателя лицея следить за своими коллегами и доносить об их мыслях, словах, поступках в жандармское управление. Тревожные события 1848 года в Европе волновали блюстителей порядка в России.

 Ушинский уезжает из Ярославля в Петербург. Долго не может найти работу. В начале 1850 года с трудом удалось поступить на службу в канцелярию департамента иностранных дел переводчиком. Увлекается переводом педагогической литературы. В 1854 году и от этой работы был отстранен. У него семья, которую надо содержать. В том же году он с радостью принимает предложение на преподавательскую работу в Гатчинский сиротский институт. Преподает русскую словесность и географию. И уже в 1855 году был назначен инспектором, т.е. заведующим учебной частью института. С этого времени Ушинский целиком отдается педагогической работе.

За несколько лет до Ушинского в институте работал замечательный педагог Егор Осипович Гугель, который собрал большую педагогическую библиотеку, очень любил детей, издал несколько интересных педагогических статей. Ушинский прочитал собранные Гугелем книги, которые были давно опечатаны и забыты. Ушинский писал о Гугеле много, пропагандировал его педагогические взгляды, старался воплотить их в жизнь. Ему были близки мысли Гугеля о ребенке как о личности, которую надо понимать и любить. В одной из статей о нем Ушинский писал: «…Это едва ли не первый наш педагог, который взглянул серьезно на дело воспитания и увлекся им. Но горько же поплатился он за это увлечение. Покровительствуемый счастливыми обстоятельствами, он мог несколько лет проводить свои идеи в исполнение; но вдруг обстоятельства изменились, - и бедняк-мечтатель окончил свою жизнь в сумасшедшем доме, бредя детьми, школой, педагогическими идеями. Недаром же после него закрыли и запечатали его опасное наследство…»

Константин Дмитриевич увлекся и прочитанной литературой, и работами Гугеля. Это наследство помогло ему провести много преобразований в Гатчинском институте, в разработке собственных педагогических идей.

Имя Ушинского к концу 50-х годов было широко известно в России. Его статьями, методическими разработками по преподаванию родного языка и других предметов, опубликованными в педагогических журналах, уже широко пользовались многие учителя. Позднее эти материалы были использованы при подготовке к изданию книги «Родное слово», ставшей главным пособием для учителей начальной школы, выдержавшим много переизданий.

В 1859 году Ушинский был переведен на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Здесь его поразило многое: и царящая рутина в преподавании, основанном на зубрежке, и страшная оторванность института от реальной жизни. Девушки в течение всех лет обучения (12 лет) не бывали в семьях, даже на прогулки, которые проводились в Летнем саду, их выводили тогда, когда там не было никого из посторонних. Имея уже богатый опыт работы в Гатчинском сиротском институте, он сразу же приступает к серьезным преобразованиям и в системе обучения, и в условиях жизни обучаемых девочек. Ушинский избавляется от неподходящих для этого преподавателей, привлекает к работе многих уже известных талантливых учителей, вводит педагогический класс для девушек.

 С целью ликвидировать как можно быстрее оторванность воспитанниц от жизни Константин Дмитриевич начинает создавать книгу для чтения «Детский мир. Хрестоматия» с интересными разделами: «Из природы», «Из истории», «Из географии» и т.д. Подбирает тексты в лучшей русской литературе XIX века, многие составляет, сочиняет сам. Уже в 1861 году книга вышла в свет отдельным изданием и сразу стала настольной у тысяч учителей на долгие годы. Как и «Родное слово», она выдержала очень много изданий. Каждое новое издание, выходившее при жизни автора, Ушинский дополнял и совершенствовал, учитывая пожелания своих многочисленных поклонников, учителей-практиков. В то же время Константин Дмитриевич сотрудничает в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал Министерства народного просвещения» и др.

Его решительные нововведения в Смольном институте не всем понравились. Просто уволить известного, авторитетнейшего педагога не представлялось возможным. И тогда его под предлогом изучения постановки женского образования в Европе в 1862 году отправляют в заграничную командировку на год. Продлевают ее в течение 5 лет. Живет и работает Константин Дмитриевич в основном в Швейцарии и Германии. К нему часто приезжают его единомышленники из России. С их помощью он подготовил за эти годы к изданию «Родное слово» (1864 г.). Эта книга состояла из разделов по 1, 2, 3 классам. Для каждого класса было разработано две части: «Для учащихся» и «Для учащих», - где давались грамотные методические рекомендации учителям.Значение «Детского мира» и «Родного слова» для развития системы народного просвещения в России, начиная с 60-х годов XIX века, невозможно переоценить.

В 1867 году Ушинский возвращается, наконец, в Россию, обогащенный опытом педагогических исследований, зарубежной практики. Он одержим многими новыми идеями и замыслами. И он со всей присущей ему работоспособностью приступает к работе над главным трудом своей жизни – «Педагогической антропологией». В 1867 году выходит первый том, в 1868 г. – второй, в 1870 г. – третий том его фундаментального исследования «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Это первый настоящий научный труд по педагогике в России.

Новых замыслов по созданию учебников для школ среднего звена обучения, программ, методических разработок было очень много. Но в декабре 1870 года от болезни легких в расцвете сил ушел из жизни Константин Дмитриевич Ушинский. Похоронен он близ Киева при Выдубицком монастыре. Надпись на памятнике гласит: «Константин Дмитриевич Ушинский. Автор «Детского мира», «Родного слова», «Педагогической антропологии». Умер 21 декабря 1870 года на 47 году жизни».

Это была очень тяжелая утрата для России, для развития в ней самобытной системы обучения и воспитания. Его семья, педагоги-единомышленники многое сделали для того, чтобы сохранилось его бесценное наследие, подготовить полное собрание его сочинений. Но вышло оно только в 1908 году. Попытка сделать это в 1885 году не увенчалась успехом.

У Ушинского была большая семья: три сына – Павел (1852 г.р. – трагически погиб на охоте летом 1870 года), Константин (1859-1919), Владимир (1861-1918) и три дочери – Вера (1855-1922), Надежда (1856-1944), Ольга (1867-1960). Рано осиротевшая семья бережно сохранила архив и педагогическое наследие Константина Дмитриевича.

Горестно восприняла весть о безвременной кончине Ушинского и педагогическая общественность. Память его пытались увековечить, реализовать его идеи и развивать их дальше. Значительный вклад в это внесла и Тверская губерния.
Ушинским был разработан проект для учительских семинарий по подготовке учительских кадров для народных школ. Он не уставал повторять, что «России нужно для дальнейшего процветания как можно больше хороших школ и хороших учителей».

Кашинский гласный, помещик из села Спасское, Павел Павлович Максимович, войдя в первый состав губернской земской управы, добивается в 1870 году разрешения на открытие частной женской учительской школы для подготовки из среды крестьянских девушек учительниц для начальных школ. За основу создания школы берет разработанный Ушинским проект. Через год, в 1871 году открывается земством в Торжке мужская учительская семинария, готовившая для земских школ высокопрофессиональных учителей.

Последователями идей Ушинского были и такие известные на Тверской земле учителя, как С.А. Рачинский, А.А. Воскресенский, династия учителей Раменских и другие. Во всех школьных библиотеках, в личных библиотеках учителей обязательно были книги Ушинского. А.М. Лашина, заслуженный учитель и методист Института усовершенствования учителей, начинавшая работать в земской школе, вспоминала об этом. Выпускник Торжокской учительской семинарии А.Д Баранцев, окончившая школу П.П. Максимовича Ф.М. Матвеева бережно хранили и развивали наследие Константина Дмитриевича.

Педагог и гражданин К.Д. Ушинский был убежден, что «воспитание, стремящееся только к обогащению человека и вместе с тем плодящее его нужды и прихоти, вредно, опасно, бесполезно…».

«Истинный смысл человеческого счастья заключается в благородном и честном труде не только на себя, но и на благо общества…», - писал Константин Дмитриевич. Задумаемся и над такими его словами: «…Если воспитание желает счастья человеку,… то оно должно приготовить его к труду жизни».

Исследуя системы обучения и воспитания во многих странах мира, изучая труды выдающихся педагогов прошлого (Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и др.), Константин Дмитриевич делает очень важные выводы: «Те, которые хотят все переделать у нас по общественной форме Запада, и те, которые хотели бы воротить нас в общественно-родовое устройство, хотят разрушить самостоятельность русской жизни, разрушить великую цепь в истории, а без самобытности нет для народа жизни».

Очень современными являются эти мысли Ушинского, напоминая нам, потомкам, об ответственности за судьбы Отечества перед будущими поколениями.

Галина Нилова, отличник народного просвещения, краевед,
Борис Нилов, кандидат исторических наук, краевед.

2098
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость