17 Октября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 26.01.2019

Насколько свободен свободный художник

Зиновий Сыдорив: «Как только ощущаешь запах краски, просыпается вдохновение»

О! Я хочу в этот город изящных силуэтов домов и ярких красок, в нем много воды, солнца, воздуха. Постойте, узнаю знакомые черты… Тверь?! Точно – она, воспроизведенная Зиновием Сыдоривом. Художник, родившийся в Ивано-Франковске и переехавший в Калинин в 1986 году, видимо, прихватил сюда кусочек родины, насыщенной цветом и простором, интегрировал свои детские впечатления в новый интерьер. И вот результат.

Других вариантов нет

– В Тверь меня позвал сосед, который учился здесь в мединституте. Он расхвалил город, и в 15 лет я приехал сюда поступать в Венециановское училище. Место действительно понравилось – архитектура, история. И все-таки, думаю, выбор профессии определила именно родина. Окно моей комнаты выходило на Карпаты. Однажды с другом ездил к родителям, и он, увидев те пейзажи, сказал: я понял, почему ты стал художником.

В принципе, других вариантов работы Зиновий и не рассматривал никогда. У себя на родине учился в художественной школе, причем перескакивал через класс, так как его работы побеждали на различных выставках. Это порождало некоторую самоуверенность, которая и на новом месте проявлялась. В то время как все студенты старательно копировали стандартные постановки – кувшин, фигуру, Сыдорив добавлял какие-то свои детали, устраивал самодеятельность, спорил с преподавателями: «Не трогайте, вы мне все испортите». Понятно, что не всем наставникам такое по нраву, но были и те, которые отдавали должное духу экспериментаторства. Зиновий тепло вспоминает Нелли Ефимовну Пятышеву. Бунтарство своего ученика она сравнивала с тем, как в начале 20-го века порвали с традициями реалистической живописи ранние авангардисты, создав группу «Бубновый валет».

Я так вижу

Однако Зиновий далеко от действительности не ушел. Большинство его картин написано в так называемой манере романтического реализма. Хотя иногда появляются и символические, фантастические, метафорические сюжеты.

– Темы рождаются сами собой, – поясняет художник.

– Бывает, картины снятся, навеянные какими-то ассоциациями, подсказками из жизни. Некоторые работы долго рождаются в голове. А потом чувствуешь – созрел. И переносишь все на холст.
Рассматриваем картины. На многих изображены лошади – в бешеной скачке, когда весь остальной мир летит мимо яркими полосами; или в минуты отдыха, грациозно-задумчивы.

– Я всегда писал лошадей. В детстве лето проводил у бабушки и каждый вечер тайком от родных для дяди гнал лошадей на пастбище. Скакали без седла, держась за гриву. И у отца было много лошадей, он часто рассказывал мне о них. Эти животные мне родные. Когда ты оседлаешь коня, ты становишься частью его, а он как часть тебя. Лошадь – это символ течения времени, скорости, силы, ума. Когда я их пишу, чувствую их дыхание.

«Это энергичный танец» – так и хочется сказать, глядя на другие работы Зиновия. Танго и фламенко покорили его в Испании. И даже вернувшись в Тверь, попытался сохранить те эмоции – посетил концерт группы из Аргентины, несколько занятий. Но лучше всего остановить момент удалось, конечно, на картинах. И не только для себя. Знакомая из Штатов написала, что на студии танго на весь огромный экран напечатана его картина.

Еще одно яркое впечатление – балет. Причем был на нем несколько раз, нравился, но вдруг в Киеве так потрясла «Жизель», что долго вообще говорить ни с кем не мог, нашло онемение. Потом удалось побывать за кулисами, сделать фотографии. И теперь балет – это тоже тема Сыдорива.
Как и разные города.

– Путешествия необходимы для всех. В них становишься другим человеком, сознание меняется. Конечно, обязательно нужно ходить на выставки, вживую видеть картины мастеров в Испании, Италии, России, впитывать самое хорошее. Это остается в твоем подсознании, влияет на твою жизнь. Как и виды городов. Например, Венеция, я был там три раза в разное время года. Очень здорово зимой, когда мало туристов. В этом древнем центре искусства и торговли чувствуешь себя человеком мира, мыслишь по-другому, уезжаешь, но продолжаешь быть там. Вернувшись в Тверь, я месяца два не выходил на улицы, только в сумерки прогуляться по набережной.

Кстати, и по картинам видно, что набережная Волги – любимое место Зиновия в Твери. Особенно осенью. В этом году, например, был серьезный срочный заказ. А он не мог отказаться от видов полыхающей листвы, обрамляющей реку. И когда ему говорят: «Ведь Тверь другая, серый цвет преобладает, пиши, чтоб была узнаваема» – Сыдорив отвечает: «Я так вижу».

Время жизни и время работы

Для многих это мечта – заниматься тем, что любишь, и делать это, когда захочешь.
– Как ни странно, сейчас чувствую, что времени нет. Чем взрослее становишься, тем оно ценнее. Работать нужно постоянно. Например, в школе я всегда всех рисовал, на перемене на подоконнике, в классе. В электричке до сих пор рисую для себя, руку набиваю. Если отдыхаю 2 недели, рука сразу меняется, не можешь работать. Все должно быть профессионально, каждый мазок уверенный, рассчитанный, даже в импрессионизме. Даже когда краски стекают, они должны это делать красиво, не случайно.

Для этого в голове работает компьютер. И в зависимости от техники требуется разное время для написания картины. На некоторые уходит полгода, процесс распадается на несколько этапов, после каждого необходима пауза. А некоторые создаются за три часа. И когда приступишь к работе, часто заранее не знаешь. Например, в 6 вечера понимаешь, что откладывать нельзя, и несколько часов до утра пишешь, ничего не ешь, ни на что не отвлекаешься. Главное волшебство происходит, когда выдавливаешь краску на палитру. До этого не чувствуешь холста. Но как только ощущаешь запах краски: просыпается вдохновение. Как другая жизнь начинается. Не замечаю плохое, живу в своем мире: что хочу, то и вижу, что не хочу – не вижу.

И вот важный вопрос: как оставаться свободным художником – писать, как видишь, и в то же время ориентироваться на спрос?

– Просто стараешься идти в ногу со временем, отображать его дух. Чтобы зрители через 50 лет могли определить, в какие годы создана картина. Так же, как мы это делаем, разглядывая картины предшественников. Живешь, наблюдаешь, впитываешь.

Зиновий Сыдорив: «Есть один классик – Бог. Это самый лучший художник, создатель, живописец, архитектор. Круче его никто не создал».
Справка «ТЖ»

Зиновий Сыдорив.
Состоит в Союзе свободных
художников г. Санкт-Петер­бурга. Участник художественных выставок в Москве, Твери и за рубежом. Многие работы Зиновия Сыдорива находятся в галереях и частных коллекциях Англии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Германии, Франции, США…
1367
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость