Фотограф: Константин Бежецкий, Алексей Вариводский, Наталья Капралова, пресс-центр конкурса «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Тверь
Наш регион вошел в число пилотных регионов, отобранных Министерством просвещения РФ для «обкатки» новых моделей управления в сфере образования. До конца этого года на наших площадках пройдут стажировку представители образовательных ведомств из разных субъектов РФ.
А буквально на днях было подписано соглашение между Московским колледжем современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова и Тверским технологическим колледжем. Учебные заведения договорились сотрудничать в научно-методическом плане, наметили совместные исследовательские проекты, конкурсы, профессиональные состязания.
О чем говорят подобные новости? О том, что в сфере образования у нас ведется системная работа: методическая, организационная, практическая. И она высоко оценивается как коллегами из соседних областей, так и на федеральном уровне.
На повестке дня
Для региональной власти вопрос подготовки и закрепления кадров, реально востребованных в тверской экономике, – один из самых важных. От того, будет ли наша молодежь трудиться на родной земле, причем со знанием дела, зависит перспектива развития и благосостояния региона. И это вполне соотносится с нацпроектом «Образование».
- Национальный проект «Образование» предусматривает комплекс мер по повышению конкурентоспособности профессионального образования через внедрение практико-ориентированных программ, создание производственно-образовательных объединений, или кластеров. В Тверской области должна быть создана единая система профориентации, обучения, прохождения практики, обеспечения рабочими местами и закрепления кадров, – отметил губернатор Игорь Руденя, открывая очередное заседание правительства.
Производство посмотреть и себя показать
Действительно, от диплома, который не востребован, толку мало. А лучший показатель статуса вуза или колледжа – количество трудоустроенных выпускников. Тверской области нужны инженеры, сварщики, способные справиться с самым современным высокоточным оборудованием, полиграфисты, деревообработчики, ИТ-специалисты, врачи и медсестры. И они – рядом: в колледжах региона свыше 25 тыс. студентов осваивают 179 профессий. В идеале неплохо бы добиться, чтобы не выпускники искали работу, а она их.
Для этого уже немало сделано. Хорошей площадкой для налаживания связей между будущим работником и потенциальным работодателем стали профессиональные чемпионаты. Самый яркий пример тому – «WorldSkills», Тверская область традиционно в нем участвует.
А теперь, в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» (часть нацпроекта "Образование"), у нас создается Центр опережающей профессиональной подготовки. Обучение здесь будет вестись по стандартам международного союза «WorldSkills», куда вошли лучшие практики реальных производств. Региональным проектом предусмотрен целый ряд мероприятий: от внедрения цифровых технологий до современных мастерских (в этом году при федеральной поддержке предусмотрено создание 10 таких площадок).
Так что у трудолюбивых студентов есть все возможности и работу посмотреть, и себя показать. И не только у студентов: одаренных и увлеченных ребят могут вести и со школьной скамьи. Тот же «Кванториум» дает детям возможность решать реальные инженерные кейсы и пробовать «на вкус» будущую профессию. А теперь по нацпроекту «Образование» пяти лучшим региональным школам будут предоставлены гранты на создание мини- «Кванториумов». Так что перспективы для профессиональной реализации у молодежи Верхневолжья есть, и будет еще больше, главное – не лениться.
Учись на практике
Также губернатор сделал акцент: важно расширять качество и масштабы производственной практики и проводить такие занятия преимущественно на предприятиях региона,
А теперь, когда уже предметно ведется речь о создании производственно-образовательных кластеров, без сотрудничества учебных заведений с работодателями в принципе не обойтись. Этой теме на заседании уделили особенное внимание.
Кластеров будет, как и планировалось, 10: медицинский, агропромышленный, транспортно-логистический, строительства, развития промышленного производства, энергетики и ЖКХ, культуры, сервиса и туризма, информационно-коммуникативных технологий, а также кластеры по отраслям «Образование» и «Социальная работа». Они станут площадкой для взаимодействия органов государственной власти, образовательных учреждений и предприятий. Это предполагает также дуальную систему образования: студенты колледжей будут чередовать учебу с практикой.
Такой подход позволит обучать действительно знающих специалистов по актуальным для региона специальностям, учитывая реальную ситуацию на рынке труда и запросы работодателей. На это, собственно, и направлена модернизация среднего профессионального образования в области.
Ряд решений уже принимается. Например, закрепление колледжей за профильными органами государственной власти региона. к примеру, Тверской колледж сервиса и туризма еще в конце прошлого года перешел из подведомственности министерства образования в министерство туризма региона. А теперь поступили предложения закрепить ряд учебных заведений, ведущих подготовку кадров для машиностроения, легкой, пищевой промышленности, за областным министерством промышленности и торговли.
Мнение
Илья Гаранин, руководитель аппарата Московского регионального отделения Союза машиностроителей России:
-
Система производственно-образовательных кластеров, которую начинают внедрять в Тверской области, - перспективное и уже проверенное направление. Она успешно апробирована и дает отличные результаты в других промышленных регионах, в том числе в Москве. Как показывает опыт, систематическая практика на предприятии позволяет обучать квалифицированных специалистов, которым нужно гораздо меньше времени для адаптации на работе.
Есть и другой важный аспект: взаимодействие учебных учреждений с предприятиями в рамках кластера позволяет выпускать из колледжей ребят, умеющих работать по стандартам реального производства.
Николай Пашуев, управляющий директор ООО «Тверской завод пищевого оборудования»:
-
Вопрос внедрения практико-ориентированных программ и создания кластеров активно обсуждается. В этом заинтересовано как областное министерство образования, так и тверское бизнес-сообщество. И, как представитель бизнеса, я могу сказать: мы позитивно относимся к этой идее. Все основные вопросы с предприятиями в целом согласованы, детали обговорены, и мы поддерживаем инициативу губернатора Игоря Рудени и правительства региона.
Андрей Цуркан, директор Тверского колледжа им. А.Н. Коняева:
-
Вопрос об организации производственно-образовательных кластеров уже проработан. Я уверен: уже в следующем учебном году будет налажено более тесное взаимодействие колледжей с предприятиями. Это во-первых, позволяет обучить более знающих, готовых к требованиям реального производства молодых специалистов, а во-вторых, будет способствовать их трудоустройству. Обучение молодежи практическим навыкам непосредственно на реальных производствах действительно имеет большое значение. Губернатора и областное правительство в этом начинании можно только поддержать.