Здесь ступит нога туриста
И ответил так: «У нас не магнитики, а настоящие магниты, центры притяжения для туристов. Это знаменитое озеро Селигер, Московское море, древние русские города Торжок, Старица, Тверь, Торопец, Калязин, Кашин и множество других уникальных объектов».
Вряд ли на это найдутся возражения. В областной столице можно увидеть уникальный Императорский путевой дворец, в Осташковском районе – перешагнуть великую Волгу, в Калининском – побывать в единственном в стране мемориальном музее Валентина Серова (помните, какие очереди были в Москве на его выставку?!). Продолжать можно долго. Игорь Руденя уверен: необходимо превратить огромный туристский потенциал региона в действующий сектор экономики, который будет обеспечивать рост доходной части бюджета, создание рабочих мест, привлечение инвестиций, а также выведет на новый уровень малый и средний бизнес.
Приглашение к столу
Но чтобы гости захотели к нам приехать, надо не только создавать инфраструктуру и повышать уровень сервиса – любой туристический объект должен стать брендом. И здесь большую роль играют издательские и сетевые проекты. А потому неудивительно, что развитие туризма стало одной из тем деловой части трехдневной
межрегиональной книжной выставки-ярмарки «Тверской переплет», которую «Тверская Жизнь» и библиотека имени Горького при поддержке Правительства Тверской области организовали уже во второй раз.
Круглый стол, объединивший представителей 17 районов Верхневолжья, открыл начальник управления туризма и внешних связей Минэкономразвития региона Юрий Оборкин.
– Я вижу здесь много заинтересованных людей и думаю, что с такой командой единомышленников мы действительно сможем добавить новые маршруты на «дорожную карту» туристической отрасли региона.
– Сегодня в Верхневолжье 250 турфирм, но большинство из них занимаются выездным туризмом. И лишь 25 стремятся показать уникальность нашего края, – отметила Ирина Шереметкер, президент Ассоциации туризма Тверской области, заместитель председателя постоянного комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству регионального парламента. – Уверена, ситуацию нужно менять.
С этим согласились все – краеведы, издатели, представители районных и сельских администраций, работники музеев, библиотекари. Круглый стол дал им возможность выйти на прямую связь друг с другом и Правительством области. И с первых же минут встречи беседа пошла в формате диалога. Выслушав рассказ краеведа Нины Баранник из Андреаполя, Юрий Оборкин с удивлением спросил: «А разве исток Западной Двины находится в вашем районе?» Действительно, ряд ученых придерживается именно такого мнения. В их пользу говорят карты со спутниковыми снимками: их анализ показывает, что река берет начало из болота у озера Новинское, к западу от деревни Пужакино.
Куда народ поведет
Были вопросы и у Ирины Шереметкер. После того как председатель историко-краеведческого общества «Наследие Вышневолоцкого уезда» Денис Ивлев представил целую серию турпроектов, среди которых «Вышний Волочек – город семи императоров», «Венециановское кольцо», «Тверская Карелия», и рассказал о единственном в России музее сельского прихода, она тут же спросила:
– Скажите, а какие у вас дороги? Как с питанием?
Узнав, что по мере возможностей для туристов создаются комфортные условия, посоветовала:
– И все-таки маршрутов слишком много – 20. Выберите 3–4 самых популярных и сделайте их брендовыми.
Пока краеведы из Белого Городка Кимрского района вместе с главой администрации Андреем Федоришиным и главным редактором московского издательства «Совпадение» Аллой Безруковой рассказывали о своем поселке, удивительно красивой церкви Иерусалимской иконы Божией Матери, Ирина Шереметкер вышла с телефона в Интернет и стала переписываться с представителем одной из турфирм:
– Пишет, что дорога в ямах, до церкви не доехать, а идти пешком туристы отказываются.
Когда ей ответили, что дорогу уже привели в порядок, она продолжила:
– Видите, турфирма не в курсе. В Кимрах есть активные, с хорошей репутацией, компании. Начните с ними сотрудничать, и дело пойдет быстрее.
Впрочем, вопрос «как добраться?» актуален не для всех. Для кого-то важнее «куда выбраться?». Информацию о многих уникальных уголках Верхневолжья не так-то просто найти. В этом журналисты «ТЖ» убедились во время работы над своим новым проектом «
Народный путеводитель по Тверской области», который был презентован на круглом столе. Вместе с нами его составляют наши читатели из районов и сельских поселений области – как краеведы, так и просто жители, любящие свой край. Благодаря им мы, к примеру, узнали, что в Сандовском районе есть плавающий остров, что 12-летний Пушкин впервые увидел Волгу в Городне Конаковского района, а на курорте «Андреапольские минеральные воды» начинали ходить те, кто годами был прикован к кровати.
Сейчас в «Народном путеводителе» уже около 200 достопримечательностей, и работа продолжается. Самые активные наши помощники, авторы лучших презентаций, присланных на конкурс «ТЖ» «
10 причин приехать в тверской регион», получили награды. Это Денис Ивлев, Нина Баранник, председатель Старицкого районного общества краеведов Александр Шитков, библиотекарь Бекренской сельской библиотеки Светлана Розова, администрации Торжокского и Сандовского районов, редактор вышневолоцкого издательства «Истоки» Ольга Копьева, директор Городенской сельской библиотеки Ольга Смирнова и заведующая Грузинской сельской библиотекой в Торжокском районе Надежда Смирнова.
Призы для победителей предоставило Министерство природных ресурсов региона – уникальную Красную книгу Тверской области. А те, кто занял 2 и 3-е места, получили в подарок от «Новоторжской ярмарки» не менее уникальные и великолепно оформленные подарочные издания по истории русского меха и альбомы художника-карикатуриста Владимира Кремлева «Тверичудики» – шутки вслед XX веку.
Также были отмечены работы Натальи Андреевой из Твери, Марины Никуленко из Пено, Олега Овсянникова из Торопца, Юлии Малышевой из Кашина и школьницы Ольги Майоровой из Кимр.
По порталу как по паркету
О том, как сделать достопримечательности визитной карточкой территории, рассказал технический директор компании «
Генезис» Сергей Большаков на мастер-классе «Интернет-маркетинг для объектов туризма».
Интересные проекты и разнообразную печатную продукцию для туристов представили генеральный директор тверского издательства «
Заповедник времени» Елена Кухарь, главный редактор осташковского издательского дома «
Ветла», главный редактор газеты «Селигер» Наталья Николаева, ведущий методист Дома поэзии Андрея Дементьева Мария Парамонова и руководитель Делового информационного центра библиотеки имени Горького Людмила Соколова.
Планируется, что «Народный путеводитель» станет партнером портала «Туристический гипермаркет Тверской области». Это место встречи туристов и участников рынка туристических услуг Верхневолжья, где каждый сможет сам составить себе маршрут, купить билеты, заказать отель, экскурсии и т.д., то есть избавить себя от дальнейших хлопот и путешествовать без проблем. На круглом столе проект представил координатор и проектировщик «Туристического гипермаркета» (welcometver.ru) Борис Адамов вместе с командой компании «Генезис». Познакомившись с презентацией, все присутствующие сошлись во мнении: если этот ресурс получит финансовую поддержку, поток туристов в регион увеличится в разы.
P. S. Приятным завершением круглого стола стал видеопривет с Сахалина, с которым Тверская область недавно
заключила соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве. Красоты острова впечатляют, а это значит, что туристскую тропу между регионами не придется протаптывать годами.