21 Ноября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 09.04.2019

Тверской театр драмы раскрыл зрителю свои тайны

Фотограф: Анастасия ЧИСТЯКОВА

Поросенок из «Ревизора», раритетные щипцы для завивки локонов, парики и макеты декораций, судебный процесс и иммерсивная читка… Тверской академический театр драмы впервые пригласил зрителя туда, куда днем ему вход заказан, – в репетиционный зал, цехи и узкие коридоры, где без провожатого запросто можно заблудиться. Войти в театр с той стороны, с какой в него входят только служители Мельпомены, стало возможным благодаря акции «Тайны закулисья», посвященной Году театра.

Ночь темна, но без ужасов

Всё по-другому

В этот раз был гул, но не было подмостков – народный артист России Константин Юченков вышел к зрителям, собравшимся в фойе первого этажа, казалось, прямо из театрального кафе (потом он вспомнит, правда, по другому поводу слова Штыги о том, что «мы актеры, наше место в буфете»), и тут же небольшое пространство между двумя лестницами, ведущими на второй этаж, стало подмостками. Не пугайтесь, успокаивает Юченков публику, стоящую в полумраке, ничего не случилось, «просто в театре наступила ночь – «Ночь в театре», когда «всё, всё, всё по-другому».

В руках гости вертели флаеры, на которых было написано: у одних – «Онегин», у других – «Лайк», у третьих – «Лихорадка», у тех, кому, как им казалось, повезло больше, – «Энергичные люди». За этим скрывались (но не так, чтобы очень) не только названия недавних премьер, но и названия четырех групп, в которые объединили больше сотни человек. Во главе каждой стояли очаровательные актрисы и помощницы режиссера – Татьяна Лугачева, Анастасия Бурова, Ольга Крылова и Елизавета Логинова. Они забрали своих экскурсантов и двинулись по пока только им известному маршруту.

А это – страшная вещь!

Дорога оказалась знакомой. Все было по привычке двинулись в зрительный зал, но это уж слишком просто. Обещали же тайны закулисья – пожалуйста, вот они. Огромное фойе второго этажа на одну ночь превратилось в театральные цехи, вернее сказать, выставку под условным названием «Театральная кухня». Кое-что кулинарное тут и вправду присутствовало, но как можно пробовать зажаренного поросенка, которым потчуют заезжего чиновника из Петербурга?! Тем более что он, этот поросенок, бутафорский, каким, впрочем, оказался и сам ревизор. Вот статуэтка Будды – это, напоминает народная артистка России Ирина Андрианова, из спектакля «Черная комедия». А вот эти маски можно видеть в нашумевшей постановке «Пушкин. Евгений Онегин». А еще Ирина Васильевна рассказывает, когда и при каких обстоятельствах театральное искусство зародилось на тверской земле, как на месте гостиного двора в столице губернии появился театр, что в 1918 году в городе действовало 12 театров и что первые сезоны драматический театр, предтеча нынешнего театра драмы, не имел постоянной труппы.

– С 1926 по 1931 годы работали четыре труппы. Среди них особенно выделялась труппа Виталия Брянцева и Николая Маргаритова, которые в 1931 году возглавили театр. Им мы обязаны постоянной труппой, – Ирина Андрианова хочет рассказать как можно больше и при этом показать макеты декораций спектаклей прошлых лет и будущих премьер, обратить внимание на реквизит.

– Сегодня у нас шесть народных и восемь заслуженных артистов России. С 1974 года художественным руководителем, главным режиссером является народная артистка, лауреат Государственной премии РСФСР имени Станиславского Вера Андреевна Ефремова.

Слово берет еще одна народная артистка – Вера Рычкова, приглашающая зрителей заглянуть в артистическую гримерку.

– Вот она, гримуборная, – показывает Вера Дмитриевна, и публика смотрит во все глаза на гримерный столик, зеркало. В фойе воссоздана обстановка, да и чего там – атмосфера этого таинственного места, где происходит перерождение. Только себе начнешь представлять, как Рычкова, глядя именно в это или такое же зеркало, становилась Анной Карениной или Раневской, как актриса достает какие-то орудия пытки и, потрясая ими в воздухе, объясняет:

– А это – страшная вещь. Эти щипцы раньше грели на углях, а потом ими жгли актрисам… лбы и головы, потому что именно таким способом завивали локоны. Но сейчас такие щипцы уже не используют, слава Богу, ушли в прошлое и термобигуди (а они меж тем на столике находились – в качестве напоминания. – «ТЖ»). Теперь в театре царствуют прекрасные парики и прекрасные парикмахеры.

Так невозможно репетировать

А что дальше? Теперь уже точно в зрительный зал. На большой сцене новый спектакль репетирует режиссер Александр Павлишин. Это будет «Свидетель обвинения» Агаты Кристи. И нас зовут посмотреть одним глазком, как рождается постановка. Но опытный Константин Юченков в начале нашего пути предупредил: режиссеры не любят, когда им мешают, когда кто-то видит незаконченную работу, а потому ругаются… Так оно и вышло.

– Ну так невозможно репетировать! Елену Николавну позовите! (Елена Николаевна Рагузина – заведующая труппой театра. – «ТЖ»), – встретил зрителей Павлишин. – Что у вас? – и уже тише, почти шепотом, добавляет: – «Шучу я! А кто поверил?»

Некоторые, кажется, поверили, что режиссер так и будет метать громы и молнии. Не метал, а, напротив, предложил гостям поучаствовать в репетиции.

– Действие происходит в суде. Сейчас героиня пойдет из зала на сцену, и мне нужно создать эффект толпы, зрителей в зале заседаний, которые, видя женщину, говорят: «Это она! Да она немка!», – повторяют вслед за судебным приставом ее имя – Ромейн Хейльгер. Готовы?
Пробуем. «Это гениально!» – оценивает Павлишин.

Дарья Плавинская, играющая Ромейн, в этот момент идет на сцену, а ее – на удивление слаженно и достоверно – сопровождает волна осуждения. Но героиня с гордо поднятой головой поднимается на сцену и занимает место свидетеля.

– Прошу тишины! – требует судья в исполнении Андрея Журавлева. Начинается допрос.

На самом интересном месте режиссер кричит: «Стоп!»

Суд закончили сами зрители, они же и актеры массовки, единогласно признав Леонардо Воула (его репетирует Геннадий Бабинов) невиновным. Затем все поднялись на сцену и ... услышали в свой адрес овации. Они раздавались из динамиков, но эффект оказался потрясающим. Еще и потому, что софиты слепили глаза, и тот факт, что в зале почти никого не было, не играл уже никакой роли. Свою порцию славы получили все!

Пришла пора через служебный выход из зала переходить в театральную гостиную – есть и такая. Там под звуки «Белой акации гроздья душистые» как раз начинался музыкально-поэтический вечер. Стихи Рильке, Ахматовой, Гумилева, собственные стихи, которые читал артист и режиссер Борис Михня, а также заслуженная артистка России Ирина Кириллова под аккомпанемент
Иоланты Мельниковой.

Двадцать минут пролетели незаметно! Через коридоры и коридорчики, еще опьяненные аплодисментами и поэзией, все поднимаются на малую сцену. Без гида до нее было бы точно не добраться, потому что мы ушли с маршрута и шли туда окружным путем. Здесь – иммерсивная читка пьесы современного американского драматурга Дона Нигро «Звериные истории». Вернее, не всей пьесы, а только трех из одиннадцати входящих в ее состав небольших частей. Актер Сергей Бескакотов предупреждает, когда какая-то часть надоест, нужно три раза хлопнуть в ладоши, и начнется читка другой истории. Сам он вместе с Викторией Козловой читал «Попугаев», Сергей Василенко – пьесу «Утконос», Ирина Погодина и Яна Голубева – «Теорию нитки» о кошках. Так под хлопки и прочитали.
Конечный пункт экскурсии, срежиссированной Тарасом Кузьминым, – буфет. Здесь можно и вздохнуть спокойно, и соку выпить – театр сегодня угощает.
Автор: Евгений ПАНТЕЛЕЕВ
568
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость