Культура
24.03.2018
В Твери открылся международный фестиваль музыки Баха
В день рождения Иоганна Себастьяна Баха, который появился на свет в Эйзенахе 333 года назад, в Тверской филармонии начался международный музыкальный форум его имени. Однако это не единственная красивая дата – фестиваль проводится под знаком 340-летия со дня рождения другого гения – итальянца Антонио Вивальди, так что все концерты, включенные в афишу, проходят под девизом «Бах – Вивальди».
Два титана
В истории тверского фестиваля уже были такие сближения – в 1999 году форум прошел под аналогичным девизом, а 10 лет назад творчество Баха связывалось с великими итальянцами, и там был не только Вивальди, но и Тартини, и Альбинони, и Россини, и многие другие композиторы. Это, конечно, безграничная тема, которую едва ли можно вообще исчерпать.
Но разве можно вообще исчерпать музыку Баха, такую, кажется, далекую от нас, но такую по-прежнему актуальную? Когда к этому имени прибавляется имя его современника Вивальди, то океан, как называл Баха Бетховен, превращается в явление вселенского масштаба. К тому же, что важно в контексте фестиваля, Бах переложил для клавира шесть скрипичных концертов Вивальди, два превратил в органные концерты и один переписал для четырех клавиров.
Музыкальный бриз 21 марта долетал из Твери до Вышнего Волочка, Бежецка, Оленина, Фирова, ЗАТО Озерный – там концерт слушали в виртуальных концертных залах, где звучала необыкновенной красоты увертюра к опере Вивальди «Олимпиада».
Это было начало концерта, которым руководил дирижер из Польши Пиотр Сулковски, темпераментный, требовательный, отчего музыка становилась еще рафинированнее, а исполнение ее стремилось к идеалу. Дело здесь не столько в исторической эрудиции маэстро (а она безусловна), трактующего барочные опусы, сколько в умелом сочетании внимательной и вдумчивой интерпретации, где была и рефлексия, и психологическое развитие, с изящным стилем «плетения словес».
С той единственной разницей, что в отличие от Епифания Премудрого камерный оркестр филармонии «Российская камерата» и все участвовавшие в концерте солисты складывали под руководством Пиотра Сулковски не слова, а божественные звуки.
Вивальди в этом повествовании оказался основным автором: из четырех сочинений, заявленных в программе, перу Баха принадлежало только одно – Концерт для клавира с оркестром фа минор.
Однако прозвучал он в переложении для гобоя с оркестром. Солировал в нем Дмитрий Булгаков, автор известного фестиваля «Возвращение», придуманного с Романом Минцем. Выразительные линии в концерте при всей плавности их развертывания стремились, кажется, к бесконечности, а выразительность «главного голоса» – солиста – никак не обособлялась от аккомпанемента, а, напротив, была накрепко слита с ним, они двигались одновременно, развертывая музыкальную ткань баховского сочинения в стройную звуковую перспективу.
В другом номере – уже в вивальдиевском Концерте для двух труб с оркестром до мажор (он звучал в версии для трубы, гобоя и оркестра) вместе с Леонидом Гурьевым Дмитрий Булгаков добился еще большего эффекта – настолько ясным, пронзительным оказалось это исполнение. Не меньшее удивление публика испытала чуть раньше, когда Татьяна Николаенко представила с «Российской камератой» Концерт Вивальди для гитары (лютни) с оркестром и показала всю логичность и прелесть такого переложения.
Завершилась первая программа фестиваля кантатой Вивальди «Gloria» для солистов – сопрано Татьяна Скворцова и меццо-сопрано Ольга Атрохова, хора «Русский партес» и оркестра «Российская камерата».
Партию органа исполнила впервые участвующая в фестивале профессор консерватории в Нидерландах Елена Базова. Ее сольный концерт, в котором принял участие ее супруг органист Паул ван Хук, прошел в филармонии вчера. Сегодня на форуме выступят молодые дарования тверского края, юные музыканты – стипендиаты губернатора Тверской области.
Автор: Евгений ПЕТРЕНКО
1034