15 Октября 2019
16+

PDA-версия
Рубрики
К началу
Новости дня
Культура 08.02.2017

В Твери отметили 285-летие со дня рождения Йозефа Гайдна

Юбилею одного из самых прославленных композиторов венской школы, без которого невозможно представить себе развитие таких музыкальных жанров, как симфония или струнный квартет, был посвящен концерт, прошедший в Тверской филармонии. Для представления обширного творчества Гайдна были выбраны два концерта и месса, причем Missa brevis Sti. Joannes de Deo звучала на нашей академической сцене впервые.

Магнетический эффект

Собственно, до дня рождения Гайдна еще больше месяца. Что интересно, у биографов нет единодушного мнения, когда же именно композитор появился на свет: сторонники одной версии называют 31 марта, другие – 1 апреля 1732 года. Официальные документы говорят лишь о дате крещения Гайдна – 1 апреля. Но важно другое: уже при жизни композитор, которого в юношеские годы выгнали из хора (стал ломаться голос), обратил на себя внимание как создатель сонат для клавесина. Они были изданы, и это при том, что Гайдн не получил систематического музыкального образования и пробелы в своих знаниях восполнял преимущественно самостоятельно. Тем более удивительно, что австриец оставил после себя огромное творческое наследие, и с частичкой его тверского слушателя познакомили камерный оркестр «Российская камерата», камерный хор «Русский партес» и солисты – пианистка Ксения Башмет, скрипач Мадат Худайберганов и сопрано Татьяна Скворцова.

За пультом в этот вечер стоял художественный руководитель Варминско-Мазурской филармонии в Ольштыне (Польша) Пиотр Сулковски. Маэстро давно сотрудничает с тверскими музыкантами, которые выступали в Ольштыне, он не раз с успехом дирижировал нашими коллективами. В первую очередь вспоминается исполнение под его руководством грандиозных «Страстей по Иоаннну» Баха. Нынешний концерт показал, что польский дирижер и наши земляки нашли друг в друге заинтересованных союзников, для которых важно не просто произвести эффект, но показать самую суть представляемых публике произведений.

В этом отношении Гайдн – один из самых благодатных для музыкантов авторов, его сочинения отмечены главными качествами – многогранностью содержания, соразмерностью, философской глубиной, что дает их интерпретаторам широкие возможности. Для юбилейной программы были выбраны, во-первых, два концерта – для клавира с оркестром ре мажор и для скрипки и фортепиано с оркестром, а во-вторых, одна из четырнадцати месс Гайдна – Missa brevis Sti. Joannes de Deo, никогда до этого в Твери не исполнявшаяся. Она, разумеется, вызывала особый интерес, учитывая, что все мессы, написанные композитором, оказали большое влияние на последующее развитие жанра. В Твери уже слышали масштабную «Нельсон-мессу», куда Гайдн вложил свою надежду на победу над Наполеоном, пламенную молитву о мире. «Малая месса» была написана им в 1770-х годах, и, по некоторым данным, композитор принимал участие в ее первом исполнении в Эйзенштадте. Это сочинение отличается строгостью, едва ли не аскетизмом, которые присущи коротким мессам, сочиняемым на канонический текст католического богослужения. Вместе с дирижером все задействованные в премьере исполнители показали симфонический размах и одновременно молитвенную сосредоточенность творения Гайдна. Каждая фраза его была выверенной и точной, и эффект, о котором шла речь выше, производился проникновением во внутреннюю ткань произведения, здесь и сейчас превращаемого в удивительно сложное и красивейшее музыкальное полотно. Все части его, последовательно исполняемые, смотрелись ажурной конструкцией, нежной и идеальной, завораживающей своей стройностью, упорядоченностью и магнетизмом. И большего подарка к юбилею композитора, чем состоявшаяся премьера, трудно придумать.
768
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Сегодня в СМИ

Возврат к списку


Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость