Навстречу времени
Слушатели, привыкшие к исполнительским традициям эпохи романтизма, впервые открыли для себя подлинное, историческое звучание партитур Баха и Вивальди.
Поначалу было очень непривычно, когда после каждой сыгранной части кантаты Баха музыканты барочного консорта «Tempo Restauro» – он закрывал форум – принимались настраивать инструменты. Однако иначе и быть тут не могло: участники консорта играют на реставрированных и изготовленных по старинным образцам инструментах с жильными струнами, что дает возможность публике погрузиться в музыку прошлого и оценить прелесть исторически информированного исполнительства.
Само слово «консорт» тоже историческое, это собственно ансамбль, каждый из участников которого – солист, а название «Tempo Restauro» переводится как «время реставрации».
Художественный руководитель коллектива Мария Максимчук объясняет: «Сейчас в России – время реставрации, то самое время, когда многочисленные объекты культурного наследия в силу различных причин проходят период восстановления и обновления. Этот факт также способствовал выбору названия нашего консорта.
Вдохновляемые вечными идеалами прошлого, мы движемся навстречу времени». На самом деле едва ли не впервые тверские меломаны смогли услышать, как с партитур эпохи барокко музыканты снимали многочисленные слои позднейших исполнительских традиций и они представали в своем истинном виде и звучании, может быть, непривычном, как показалось некоторой части аудитории, даже странном.
Однако в этой странности – вкус и стиль эпохи, творцами которой были и Бах, и Вивальди. Что услышала Тверь? Во-первых, две кантаты Баха – № 82 («Ich habe genug») и № 51 («Jauchzet Gott in allen Landen»), в которых солировали баритон Антон Зараев и Павел Богданов (гобой) и сопрано Лилия Гайсина. Во-вторых, прелюдию и фугу си минор из «Хорошо темперированного клавира», с которых начался концерт. В этой пьесе органистке Марии Лисовченко удалось показать главное – слитность образов, их взаимопроникновение, сам процесс их создания по мере развития музыкального действия.
Второе отделение было полностью посвящено Вивальди: двум его Концертам из цикла «La Stravaganza» – для скрипки соло, струнных и basso continuo ля-мажор и для скрипки соло, струнных и basso continuo ре-минор и Концерт для виолончели соло, струнных и basso continuo ля-минор. В том варианте, который предложил «Tempo Restauro», изобретательность Вивальди выступила на первый план.
А в другой программе фестиваля, с участием Юрия Медяника и его коллектива «Emotion-Orchestra», экстравагантность композитора усугубили музыканты, предложив публике версию знаменитых «Времен года». Смысл интерпретации цикла заключался в названии концерта – «Времена танго», и такой вариант явно пришелся бы по душе самому Вивальди, услышь он, как исполнили его сочинение русские музыканты.